ГОУ Гимназия №1505
«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»
Реферат
Проза раннего Чехова
автор: ученица 9 класса «А»
Пономарева Екатерина
Руководитель: ВишневскаяЛ.Л.
Москва
2011
Введение.
Актуальность темы.
Несмотря на то, что А.П. Чехов написал сатирические рассказы породи стилизации в конце 19 века, эти произведения современны и по сей день. Чинопочитание, ложь, обман, одиночество, неумение найти себя в окружающем мире – это является темой рассказов Чехова. К сожалению, и в современном обществе существуют данные недостатки в человеческой жизни, по этому чеховские юмористические рассказы пережили автора, а следовательно моя тема « проза раннего Чехова» актуальна.
Цель исследования: Определить значение и роль ранних рассказов Чехова.
Исходя из выше обозначенной цели, мы поставили перед собой следующие задачи, которые предпологается решить в ходе исследования.
1) Прореферировать книгу А.Чудакова « Мир Чехова»( возникновение и утверждение)
2) Провести анализ ранних прозаических текстов А.П. Чехова ( «Хамелеон», « Смерть Чиновника»)
Приемы ранней прозы А.П.Чехова.
Для реферирования мы взяли книгу А.П. Чудакова « Мир Чехова». Эта книга состоит из введения, 7 глав, заключения. Проблема поднятая нами в реферате рассматривается литературоведом в Главе первой и второй. Чудаков, для того что бы проанализировать ранние прозаические тексты Чехова обследовал все юмористические и иллюстрированные журналы 70 – 80 годов: « Будильник», «Стрекоза», «Развлечение»; газеты: «Русский сатирический листок», « Новости дня», «Минута»; а так же выборочно некоторые журналы 60 годов, печатающих произедения « малых» жанров: « Модный магазин», «Оса», «Искра». Автор считает, что особое значение имела прижизненная критика- мнения современников писателя, высказанные по выходе в свет его дебютных произведений, первые обобщающие суждения о творчестве начинающего, первые подведенные итоги и по этому он это тоже анализирует. Говоря о ранней юмористике Чехова, Чудаков называет ее – настоящим сводом фактических сведений о русской жизни начала 80 годов. Даже если исключить собственно публицистику и взять только жанры , как будто специально не ориентированные на конкретные имена и события -рассказ, юмореску, «мелочь». Литературовед отмечает, что создается ощущение, что Мир Чехова как бы стремиться слиться с миром окружающим, выглядеть его частью.
В первой главе рассказывается о приемах Чеховской прозы. Чехов использовал много разных приемов в ранней прозе, одним из которых являлся прием включение в качестве действующих лиц знакомых Чехова. Фабулы или отдельные мотивы многих чеховских рассказов и юморесок связаны со злободневными событиями . Точность реалий в ранних рассказах Чехова поразительна.
Неожиданное применение нашли здесь врачебные знания молодого юмориста. Исследование медицинских реалий, изображение симптомов болезней, включение названий лекарств, диагнозов, описание внешности в медицинских терминах – постоянный прием его ранних юморесок.
Критик обращает внимание на то, что для прозы раннего Чехова очень характерны разного рода цифровые сообщения, обозначения, справки, а так же протокольная и неожиданная точность. С первых же лет Чехов охотно парадировал весь поэтический предметный набор.
Один из приемов - это чеховский пейзаж. Сближение явлений природы с миром бытовых явлений и вещей, ощущаемое как снижение, сначала имело у Чехова юмористическую и эпатирующую окраску, но окраска вскоре ушла, а принцип остался. Один из главных приемов создания комического – несомненно несоответствие между внешностью и тем что за ней кроется, между иллюзией и действительностью, демонстрация несоответствия между высоким мнением человека о своей моральной, общественной, интеллектуальной значимости и его фактической ценностью.
Не менее распространенный прием юмористики - смешение разнородных и явно не сочетаемых признаков.
А так же в задачу настоящей главы входит рассмотрение того, на каком литературном фоне, когда и в каких жанрах зарождались те новые сюжетные принципы, которые получил в наследство Чехов, и как он, перерабатывая и трансформируя наследуемое, создал тот «чеховский» сюжет, который явился одним из важнейших слагаемых нового типа литературного мышления, нового художественного ведения мира, им открытого. Сотрудничая в юмористических журналах, Чехов работал почти во всех жанрах, обычных для этих журналов одним из самых распространенных жанров был жанр комического календаря и разнообразных пророчеств. Таковы « Брюсов календарь» и предсказания «Стрекозы» , новый астрономический календарь журнала «Развлечение» . Чехов ввел юмористический календарь в марте – апреле 1882 года в журнале «Будильник». Среди чеховских мелочей этих лет часты различные афоризмы, изречения , мысли людей разных профессий исторических и псевдоисторических лиц. Придя в юмористическую прессу, начинающий Чехов выполнял основные ее требования: злободневность, краткость, юмор и конечно - обязательность изображения бытовой вещи. Чехов всегда впитал внимательность к этой сфере и таким образом создавались чеховские рассказы.
Чудаков обращает внимание на то, что та школа которую прошел Чехов в юности, оказала существеннейшее влияние на образование важнейших черт художественной системы явившейся новым словом в литературном развитии 19 века. Но случилось именно так.
Анализ двух произведений.
Текстовый разбор ранних произведений А.П.Чехова «Смерть чиновника», «Хамелеон».
Чудаков, в своей книге, посвященной творчеству Чехова в ранних рассказах выделяет следующие особенности поэтики Чехова: ( заглавие, описание мелочей, имена персонажей, знания медицины, комичность в серьезных рассказах). Проанализировав особенности ранней Чеховской прозы мы обратим внимание на те приемы о которых не говорится в книге литературоведа: повтор, название произведений, несоразмерность повода и последствий, закулисный персонаж.
Одной из особенностей Чеховской прозы являются названия.
Рассказ «Смерть Чиновника» начинается со слова «смерть»(в заглавии) и заканчивается словом «помер». В пору оплакивать несчастную судьбу героя, а между тем в рассказе много смешного.
В рассказе «Смерть Чиновника» несоразмерны повод и последствия: в начале рассказа герой «чихнул» - в конце же «помер». Такое абсурдное несоответствие причин и следствий бывает только в анекдотах. Чехов и берет анекдотическое происшествие, смеется над недалеким героем, но касается весьма серьезных вещей. Объектом насмешки является Червяков, а о генерал обрисован в произведении вполне нейтрально: он лишь реагирует на действия другого персонажа. В рассказе «Смерть Чиновника» добровольное пресмыкательство самоуничтожение маленького человека – вот поворот известной ранее темы, предложенный Чеховым. Чехов показывает, что дело не в злых, дурных начальниках, зло лежит глубже. Червяков страдает не от унижения а от того что его могут заподозрить в нежелании унижаться, в праве на иное поведение:
« Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам... не будет...»
« Ваше-ство! Ежели я осмеливаюсь беспокоить ваше-ство, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния!.. Не нарочно, сами изволите знать-с!
Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой.»
В основе всех метаморфоз его поведения – незыблемая убежденность в превосходстве «генеральского» над «прочим», и эта незыблемость прочна, как и убеждение Червякова, это отношение низших к персонам должно основываться на предпочтительности и подобострастии.
А название рассказа «Хамелеон» давно стало нарицательным, понятие «хамелеонство» вошло в русский язык. Хамелеоном мы обычно называем человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямо противоположные.
Основной композиционный прием в рассказе – повторение.
В «Хамелеоне» повторяется ситуация с выяснениями. 5 или 6 раз меняется ответ на вопрос «чья собака?» и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя. За всеми переменами в его реакции стоит весьма устойчивый принцип.
«- Так ты кусаться, окаянный? - слышит вдруг Очумелов. - Ребята, не
пущай ее! Нынче не велено кусаться! Держи! А... а!
- Это, кажись, генерала Жигалова! - говорит кто-то из толпы.
- Не рассуждать!
- Нет, это не генеральская... - глубокомысленно замечает городовой. - У
генерала таких нет. У него все больше лягавые...
- А может быть, и генеральская... - думает вслух городовой
- Вестимо, генеральская! - говорит голос из толпы.»
В хамелеоне, генерал не появляется на сцене и остается закулисным персонажем. Однако закулисные персонажи оказывают влияние на то что происходит перед глазами читателя или зрителя.
Те приемы, которые раскрывает Чудаков в своей книге и те приемы на которые мы обратили внимание помогают показать: усиление зависимости маленького человека от тех, в чьих руках власть, время произвола властей, рассматривает очередную разновидность стереотипа, шаблона мышления и поведения.
Заключение.
Итак, в главах посвященных ранним рассказам А.П.Чехова, автор обращает внимание на следующие стилистические приемы, использованные сатириком: заглавие, описание мелочей, имена персонажей, знания медицины, комичность в серьезных рассказах.
Проанализировав 2 ранних рассказа А.П.Чехова( «Смерть чиновника» и «Хамелеон») мы пришли к следующему заключению, что кроме этих приемов существуют и другие: простые названия, повторение. Эти приемы необходимы были А.П. Чехову для того чтобы показать историю маленького человека и высмеять его раболепие.
Список литературы.
1) Книга А.Чудакова «Мир Чехова»