Элективный курс «Основы поэтического мастерства» существует с самого начала появления элективных курсов в программе Гимназии, то есть с 1993 года. Разумеется, программа курса неоднократно перерабатывалась и обновлялась.
Курс является составляющей гуманитарного блока. Как и большинство подобных курсов, его нельзя отнести к предметам жестко связанным с общеобразовательными дисциплинами; он, скорее, дает возможность ознакомления с определенной областью человеческой деятельности: литературным творческим трудом. И поэтому курс, видимо, стоит рассматривать как часть общелитературного образования, как предмет, активно развивающий творческий потенциал личности учащегося.
Самому понятию поэтического мастерства, конечно, трудно найти адекватное определение.
Условимся, что - как минимум - оно включает в себя знание законов стихосложения, владение всем арсеналом словесных художественных средств, а также мелодикой стиха, умение создавать глубокие и оригинальные образы. В идеале – это ведет к достижению внутренней гармонии формы и содержания поэтического произведения.
Задачи курса могут быть определены следующим образом:
· привить детям вкус к настоящей поэзии;
· научить их лучше чувствовать и понимать образное слово, гармонию стиха;
· расширить горизонты знания русской классической и современной поэзии;
· приоткрыть дверь ученикам в «мастерскую» поэта;
· по возможности развивать творческие способности тех, кто сам тянется к данному виду искусства, пробует себя в нем.
Важнейшая цель курса – работа по воспитанию интеллектуальной творческой личности, культурного читателя, способного по достоинству оценить художественное своеобразие произведения словесности.
Планируемым результатом изучения элективного курса можно считать:
· Расширение творческих и общекультурных горизонтов ученика
· Осознанный интерес ребенка к произведениям серьезной поэзии, как классической, так и современной
· Способность филологически грамотно объяснить, чем интересно и почему нравится то или иное произведение поэзии
· Знание основных законов стихосложения и умение пользоваться ими на практике
· Понимание жанровой системы лирических произведений, умение определять принадлежность того или иного стихотворения к жанровой группе, способность создавать самому произведения по законам отдельных жанров
· Понимание системы изобразительно-выразительных средств, умение определять важнейшие из них и пользоваться ими на практике
· Ясное понимание сложности и важности труда поэта, чуткое отношение к творческой работе другого человека.
Публикации программы элективного курса:
1. "Современная гимназия - через универсальность к многообразию". Сборник. Москва. ТОО "Чарли" 1996. стр. 39-43
2. А.Каспржак. "Проблема выбора: элективные курсы в школе". Москва. "Новая школа". 2004. стр. 138-142.
3. Сборник программ элективных курсов. Составители - Кучер Т.В., Шипарева Г.А. Москва. "Перспектива". 2007. стр. 74-82.
Литература для учащихся: