введение

Тип продукта научной работы: 
Реферат только часть
Дата создания продукта: 
3 Nov 2011
Описание версии подукта: 
введение
Описание продукта: 

Введение

Актуальность.  Когда произносится слово «конфликт», то возникающие при этом ассоциации несут в себе, как правило, отрицательный оттенок. Если кто-либо говорит, что ему пришлось оказаться в конфликтной ситуации, то чаще всего мы представляем людей раздраженных, возбужденных, враждебно настроенных по отношению друг к другу.

Однако при более вдумчивом отношении к конфликтам оказывается, что возникновение и развитие конфликтных ситуаций и взаимодействий - явление не только неизбежное, но и необходимое. Отдельные индивиды, их группы, общество в целом смогут достичь более эффективных результатов в своих действиях, если они не будут закрывать глаза на конфликты, а следовать определенным правилам, помогающим конфликты разрешать и регулировать.

Современный человек живет, постоянно находясь в стрессовой ситуации, поэтому для него важно понять, как себя вести в конфликте, чтобы тот принес ему пользу, а не вред. Если человек хочет стать педагогом, то для него очень важно знать о фактах решения конфликта.

Развитие коммуникативных навыков происходит в основном в детском и подростковом возрасте. В связи с этим, своевременное изучение и правильная оценка навыков коммуникативности у подростков является обязательным условием управления процессом повышения коммуникативности. Несмотря на важность, разработка данной темы в России началась только недавно.

Коммуникативная компетентность определяется как способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми. Исследованием коммуникативной компетентности занимались: Андреева Г.М., Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Ремшмидт Х., Сидоренко Е.В. и др. (Андреева Г.М., Жуков Ю.М., 2003, Сидоренко Е.В., 2004).

Изучение коммуникативной компетентности в конфликтных ситуациях у младших классов даст возможность более точно и структурно оценить уровень развития данной компетентности учащихся 5-7 класса, что особо актуально для гимназии № 1505, педагогическая направленность которой предъявляет особые требования к комуникативной компетентности учащихся.

Проблема. Соответствие представлений о способах решения конфликтов с поведением в конфликтных ситуациях у младших подростков.

             Теоретическая разработанность. Во второй половине XX столетия в социальных науках были разработаны различные теории конфликтов. Исследовались причины зарождения конфликтов, разрабатывались их классификации, методы предупреждения и разрешения конфликтов, технологии управления развитием конфликтных ситуаций.

Благодаря исследованиям М. Шерифа, Д. Рапопорта, Р. Доза, Л. Томпсона и др. психология конфликта выделяется как относительно самостоятельное направление. (Емельянов С.Е., 2001). Конфликтологическая литература у нас в стране пополнилась как монографиями (Глухова А.В. «Типология политических конфликтов»,1997, Коллективный труд под ред. Е.И.Степанова «Россия: политические противоборства и поиск согласия»,  М.1998 и др.) так и учебниками (А.С.Кармин «Основы конфликтологии, СПб,1998, «Конфликтология» под ред.А.С.Кармина,СПб,1999 и др.). Особенно выделяют исследования Гришиной,например «Психология конфликтных ситуаций».

Изучением непосредственно подростковых конфликтов занимались И.С.Кон, Б.И. Хасан, Д.И.Фельдштейн, А.Бандура, Р. Уолтерс,и др. Ряд ученых, таких как П.П.Бельский, И.А.Невский, С.А.Беличева, Хевитт, Дженкинс предложили в своих работах типологию агрессивного поведения подростков, принимая за основу классификации различные факторы.Однако в обществе, к сожалению, до сих пор не развита культура разрешения конфликтов. (Темина С.Ю. 2002). В настоящее время исследование конфликтов относится к наиболее динамично развивающейся области психологии. Конфликт представляет собой явление, которое играет особую роль в психической жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми, наконец, в жизни общества в целом. Итак, изучением и практическим решением проблем исхода конфликтов в подростковом возрасте занимались выдающиеся психологи, психиатры, терапевты. Все это обогащает сферу конфликтологического знания, способствует росту конфликтной компетентности, что сегодня очень важно в любой области жизнедеятельности, в первую очередь в сфере управления. Методологической основой исследования явились работы, которые исследовали влияние линии воспитания в семье и школе на конфликтность детей.

Цель. Выявить поведенческие особенности младших подростков в конфликтных ситуациях.

Задачи.

1. На основе изучения и анализа литературы дать научные определения ключевым понятиям темы (конфликт, причина конфликта, структура конфликта, конфликтная компетентность, коммуникативный потенциал подростка, подросток и т.д.);

2. изучить специфику конфликтов в младшем подростковом возрасте;

3. выявить поведенческие особенности младших подростков в конфликтных ситуациях;

4. подготовить эмпирическое исследование в 7х классах;

5. провести эмпирическое исследование в 7х классах;

6.Выявить гендерные различия в конфликтных ситуациях с другом,  определить причины конфликтов со сверстниками, определить эмоциональный уровень переживания и степень правоты подростка в конфликтной ситуации, выявить поведенческие особенности младших подростков в конфликтных ситуациях.

 

Объект. Учащиеся 7х классов, подростки 13-14ти лет.

Гипотеза. Существуют различия, обусловленные полом подростка в степени проявления конфликта, или в использовании разных видов в конфликтном поведении. 1. В младшем подростковом возрасте начинается осознание конфликта. Важнейшими в подростковом возрасте являются конфликты со сверстниками.

2. Подростки пытаются решать конфликтные ситуации самостоятельно с применением различных стратегий. Существуют гендерные различия в осознании конфликтов у средних подростков:

          У девочек степень осознания конфликтной ситуации выше, чем у мальчиков.

          Поведенческий репертуар у девочек более широкий (девочки выбирают разнообразные стратегии для решения конфликтных ситуаций).

 

Практическое значение. На основе результатов исследования могут быть даны рекомендации психологической службе по оказании помощи в конфликтах.

Данные,полученные в работе, могут быть использованы в практических пособиях для психологов, учителей, родителей при изучении конфликтов школьников и их разрешениях, так как в ней рассмотрены основные понятия школьных конфликтов, особенности личностного развития в подростковый период как фактор межличностных конфликтов и специфика конфликтов «подросток – сверстник».

 

feedback
Loading